jackie_chan_cz12_promo
Мировая панорама

Как Джеки Чан и астрология помогали Китаю преодолевать унижение // Китайский зодиак и политика

Астрология, как учение о сопряжённости того, что на небе, с тем, что на земле, — один из столпов практически любой развитой культуры и цивилизации. Астрология обладает огромной силой психологического воздействия на людей, потому неудивительно, что политики используют её не только через обращение за астрологической консультацией о том, предпринимать ли то или иное действие, и когда его лучше предпринимать, но и нередко пользуются тем огромным культурным влиянием, которое имеет астрологический (и нумерологический) символизм сам по себе.

В 21 веке примером удивительного переплетения астрологии, политики, искусства и истории стала сага о скульптурном воплощении китайского зодиака, которое власти Китая сделали одним из символов преодоления унижения со стороны Запада.

Бронзовая голова Быка. Репродукция.
Бронзовая голова Быка. Репродукция.

Бронзовые головы в Старом Летнем дворце

12 покрытых бронзой голов Животных китайского зодиака были изготовлены европейцами в западном стиле для парка в Старом Летнем дворце Юаньминъюань императора Цяньлуна (1711-1799). Головы были частью фонтана, который входил в комплекс построек, разработанных иезуитами по приказу Цяньлуна в середине 18 века в соответствии с европейскими и китайскими эстетическими принципами.

Фонтан, где были расположены головы, назывался Залом Спокойных Морей и работал по европейской водопроводной технологии. Каждые два часа струя воды вылетала из пасти одного из Животных, а в полдень — из всех двенадцати. Первоначально головы были прикреплены к каменным человекоподобным статуям, стоявших полукругом вокруг фонтана.

Старый Летний дворец Юаньминъюань
Старый Летний дворец Юаньминъюань

Фонтан находился перед зданием, напоминающим Версальский дворец. Располагался он в северо-западном углу огромного императорского парка, занимавшего 160 000 м². Некоторые исследователи полагают, что император Цяньлун не считал «западные дворцы» особо ценными, рассматривая их скорее как «сувениры», и историческую значимость они получили только в силу того, что были каменными в отличие от традиционных деревянных китайских строений, а потому не сгорели в 1860 году во время пожара и разграбления Юаньминъюаня, устроенного французскими и британскими солдатами.

С начала 20 века разграбленный и уничтоженный дворец стал ассоциироваться в Китае с унижением, которому подверглась китайская нация со стороны «западных империалистов, разграбивших китайское национальное достояние». «Век унижения», как его называют в Китае, длился от Первой опиумной войны (1839) до окончания Второй мировой войны (1945).

В рамках нарратива об унижении китайские историки полагают, что бронзовые головы были украдены империалистами из дворца в 1860 году. Однако на Западе такую точку зрения ставят под сомнение, полагая, что вряд ли солдаты стали бы брать не имеющие очевидной ценности тяжёлые и неудобные для транспортировки головы, когда императорские помещения были полны действительно ценных вещей. Кроме того, в дневниках участников событий 1860 года отсутствуют какие-либо упоминания о бронзовых головах. Однако подобные оправдания от западных стран не убеждают Китай.

Когда в 2000 году три бронзовые головы появились на аукционе в Гонконге, это вызвало протест и возмущение со стороны китайских властей, которые сочли происходящее крайне унизительным.

Символизм бронзовых зодиакальных голов

Реакция китайских властей, была вполне естественной на том фоне, что всего за три года до аукциона, в 1997 году, когда Гонконг «вернулся в родную гавань», Пекин широко праздновал полное окончание «века унижения» и обретение независимости от империалистов.

Несмотря на возмущение и протесты властей аукцион был проведён. Три бронзовые головы выкупила пекинская организация, близкая к Народно-освободительной армии Китая, — за четыре миллиона долларов.

С этой покупки началась программа по возвращению на родину китайского культурного достояния. В 2002 году был основан Фонд, который целенаправленно трудился над определением местонахождения и возвратом похищенных из Китая предметов искусства. Бронзовые зодиакальные головы стали центральным, но только одним из объектов кампании по репатриации. В её рамках были задействованы различные медиаканалы, публиковались заявления, статьи, снимались передачи, фильмы, люди протестовали на митингах.

Бронзовая голова Свиньи. Репродукция
Бронзовая голова Свиньи. Репродукция

Несмотря на то, что бронзовые головы несомненно проигрывали по эстетичности и качеству другим украденным из Дворца предметам, именно они стали в 21 веке главным символом разграбления культурного наследия Китая иностранцами. Особую известность в мире они получили, потому что были легко узнаваемыми, чему способствовала большая популярность китайской астрологии.

В самом Китае к началу 21 века сформировалось особое отношение к фонтану и бронзовым головам. Многие простые китайцы были знакомы с фонтаном, потому что с начала 1990-х годов в парк, где он расположен, возят школьников, о нём пишут в учебниках, снимают фильмы и т.д. Процессу распространения известности бронзовых голов и фонтана помогли китайские историки, которые задним числом стали придавать им значимость, которой у них не было в 18 веке, когда они были созданы. Так что новость о трёх бронзовых зодиакальных головах, появившихся на аукционе в 2000 году, восприняли с возмущением не только власти, но и многие простые китайцы.

Любопытно, что когда две бронзовые головы появились на аукционе в Нью-Йорке в 1987 году и три в Лондоне в 1989 году, они не вызвали заметного интереса в Китае — тогда общество и власть ещё не были подготовлены к репатриации и полному восстановлению от унижения. Но после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году китайская элита сконцентрировалась на антизападном воспитании молодёжи, сделав акцент на символах унижения, полученного от империалистического Запада.

Китайские политики подхватили бронзовые головы китайского зодиака в качестве символа восстановления независимости Китая, его возрождения и обновления. Чудесным образом этот астрологический символ одинаково эффективно воздействовал и на китайскую, и на мировую аудиторию.

Программе культурной репатриации помогали китайские бизнесмены. Один из них выкупил голову Свиньи в 2003 году за $770 000 и голову Лошади в 2007 году за $8 900 000 и пожертвовал их китайскому музею. Головы Мыши и Зайца в 2013 году передал в Китай выкупивший их французский бизнесмен, которого подозревают в том, что таким образом он обеспечил своим брендам присутствие на китайском рынке.

Символизм под сомнением

Вместе с тем, закономерным является вопрос о том, как символом репатриации китайского культурного наследия могли стать псевдоевропейские статуи?

В частности, этот вопрос ставил китайский художник, политэмигрант и критик властей Китая Ай Вэйвэй. В 2010 году он создал два набора копий зодиакальных голов (один из них он покрасил в бронзовый цвет, а второй — в золотой) и выставлял их на выставках по всему миру. Он утверждал, что зодиакальные головы «разработаны итальянцем и изготовлены французом … чьи предки вторглись в Китай», а потому «если мы говорим о национальном достоянии, то о какой именно нации мы говорим»? Вэйвэй сделал копии голов намеренно неточными, чтобы подчеркнуть искусственность того большого политическо-патриотического значения, которое придаётся бронзовым головам властями Китая.

Ай Вэйвэй
Ай Вэйвэй

Искусствоведы отмечают, что бронзовые головы отражают то, как в 18 веке на Западе понимали китайский стиль. Избавиться от «европейскости» скульптур мастерам не удалось. В частности, они сделали Животных более реалистичными, чем это принято делать в китайском искусстве, а Тигра изобразили больше похожим на медведя в силу того, что не знали как он на самом деле выглядит.

Бронзовая голова Тигра. Репродуцкция
Бронзовая голова Тигра. Репродукция

Мнение о том, что называть бронзовые головы «национальными сокровищами» некорректно, высказывал и заместитель куратора Национального музея в Пекине Чэнь Люшенг в июне 2013 года.

Впрочем, заявления об отсутствии у голов явно выраженной «китайскости» и т.п. являются довольно редкими среди китайцев. Этот вопрос вынесен из искусствоведческого поля в политическое.

Джеки Чан и нумерология на защите Китая

В 2012 году состоялась премьера комедийно-приключенческого фильма Джеки Чана «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак» (по-английски он назывался CZ12, что есть аббревиатура от Chinese ZodiacКитайский Зодиак). Фильм был задуман как продолжение похождений очаровательного и ловкого похитителя из успешной дилогии. (Увы, оригинальности новому фильму это не прибавило, а наоборот, в частности, многие сюжетные ходы и шутки перекочевали туда из второй части «Доспехов Бога».)

Джеки выступил режиссёром, сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли и всем своим авторитетом решил поддержать китайскую государственную программу. Дополнительный интерес к фильму подогревался заявлениями о том, что этот фильм станет последним приключенческим боевиком Джеки Чана.

Джеки Чан в 2012 году
Джеки Чан в 2012 году

Фильм посвящён борьбе китайцев за восстановление своего достоинства, символом чего является возврат в Китай похищенных бронзовых зодиакальных голов. Фильм частично основан на реальных событиях и полностью соответствует официальной китайской кампании по репатриации культурного достояния.

Дата премьеры была подобрана красивая. Китайцы знают толк не только в популярной астрологии, но и в нумерологии, так что дата 12.12.2012 для премьеры была определена заранее неслучайно. Год тоже был выбран со смыслом: 2012 год — год Дракона по китайскому календарю.

История воспитания главного героя, грабителя ДжейСи (JCJackie Chan), в фильме выведена тоже очень аккуратно и красиво. Эгоистичный, думающий только о деньгах вор постепенно преображается и становится настоящим патриотом и защитником национального культурного наследия Китая. В финальной сцене он ни много ни мало бросается без парашюта в жерло вулкана, чтобы спасти бронзовую голову Дракона от растворения в лаве. Дракон, один из символов Китая, был спасён от уни(что)жения в год Дракона. Такая вот символика.

В Китае фильм был встречен умеренно положительно. На Западе — скорее отрицательно. Можно сказать, что фильм отразил политические реалии и отношение к феномену репатриации.

Заключение

Есть некоторая доля везения у Запада, что Китай празднует выкуп (!) и возврат бронзовых голов Животных китайского зодиака, как «победы над западным империализмом» (цитата из китайских газет), и не требует с Запада чего-то побольше в качестве компенсации за «век унижения». Впрочем, если мощь Китая в мире будет продолжать расти, то ещё могут быть сюрпризы. То ли ещё будет, когда дым от пожара 250-летней давности во дворце Юаньминъюань окончательно развеется…

А пока можно отметить ту роль, которую астрологические символы и объединяющий интерес к астрологии у людей Запада и Востока играют в мировой политике. Астрология действует в культурных рамках, но не знает границ политических.


Источники:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s