Мировая панорама

Астролог против Шерлока Холмса // «Токийский зодиак» Содзи Симады

«Токийский зодиак» японского писателя Содзи Симада, вышедший в 1981 году, стал знаковым событием для детективной литературы Японии. Этот примечательный дебют дал новую жизнь жанру хонкаку — «подлинному» детективу, в котором основное внимание уделяется непосредственно разрешению загадки, а не каким-либо сторонним вопросам. Сверх этого, Симада поставил читателя и главного героя, расследующего преступление, в одинаковое положение: оба располагают одной и той же информацией и таким образом имеют равные возможности для разгадки тайны злодеяния.

Обложка китайского издания книги «Токийский зодиак»

Герой-астролог

В «Токийском зодиаке» впервые появился сыщик и астролог Киёси Митараи, который в дальнейшем не раз становился героем книг Симады.

Содзи Симада

В отличие от книги «Гай Мэннеринг, или Астролог» Вальтера Скотта, где астрология присутствует в основном в виде простого перечисления имён астрологов и астрологических терминов, в «Токийском зодиаке» астрология подана в более профессиональном ключе. Одно время Симада был астрологическим автором для крупной газеты и, видимо, имел определённые представления о западной астрологии. Конечно, работа на ниве «газетной астрологии» не гарантирует наличия у автора обширных астрологических познаний, и Симада в «Токийском зодиаке» астрологически глубоко не копает, там много поверхностного и внешнего, но это, впрочем, обусловлено сюжетом и его развязкой:

«Сорок лет Япония пребывала в заблуждении относительно того, кто совершил это преступление. И это вполне объяснимо, потому что человек, его совершивший, всё это время скрывался благодаря астрологии или, если хотите, астрологической магии»

Главная развязка интересна и необычна, но астрология никак не помогает разгадке преступления.

Не помогают разгадке и бесконечные разговоры главных героев о версиях произошедшего в закрытой комнате, где произошло убийство. Однако глубоко посреди этих, надо сказать, довольно утомительных и однообразных обсуждений и проверок работоспособости различных версий спрятан освежающий фонтан — очень смешное обсуждение главными героями великих литературных сыщиков.

Холмс и Ватсон по-японски

Очень умный главный герой Киёси Митараи и его не такой умный друг Кадзуми Исиока изображают в «Токийском зодиаке» классический детективный дуэт а-ля Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Но Симада не копирует конандойлских персонажей, а ловко их обыгрывает, побуждая Митараи и Исиоку обдумывать и обсуждать свою не/схожесть с Холмсом и Ватсоном:

«Вот ты сказал, что Холмс лучше меня мог определить, что за человек перед ним, что мне до него далеко. Но ты сильно ошибаешься. Я изучал астрологию, науку, лучше всего разбирающуюся в людях, позволяющую многое узнать о характере человека, с которым прежде ты никогда не встречался. … Твой любимый Холмс родился в Англии и в астрологии, извини, разбирался как свинья в апельсинах. Поэтому он и в людях разбираться не умел. Я вспоминаю себя, когда не знал астрологию. Ходил как слепой»

Больше всего от Митараи досталось дедуктивным способностям Холмса, которого он назвал «хвастливым неотёсанным англичанином, кокаинистом, не способным отличить реальность от своих иллюзий». В подтверждение своих слов Митараи привёл в пример различные несуразности и нелогичности в рассказах Артура Конан Дойла «Пёстрая лента» и «Жёлтое лицо» и предположил, что истории Холмса были всего лишь результатом его фантазий, навеянных наркотиками, а наивный Ватсон всё принимал на веру.

Скриншот советского фильма о Ш. Холмсе и Дж. Ватсона, которого тонко и иронично исполнил В. Соломин

Во время прочтения комментария Митараи о переодеваниях Холмса очень трудно не засмеяться:

«Холмс считался мастером переодевания. Он часто бродил по городу, нарядившись старухой, – напяливал седой парик, приклеивал густые брови, брал в руки зонтик от солнца. Знаешь, какого роста был Холмс? Почти метр девяносто. Представляешь такую старушку? Это или переодетый мужчина, или какой-то оборотень. В Лондоне все покатывались со смеха, глядя на это зрелище: „А-а! Шерлок Холмс идёт!“»

Впрочем, надо отметить, что в финале романа Митараи всё-таки пришёл к выводу, что саркастические комментарии о Шерлоке он говорил, пребывая в гордости, из-за которой он разгадывал преступление дольше, чем планировал:

«Не следовало мне говорить гадости о Шерлоке Холмсе. Ты был прав. За это я и поплатился. Надо знать своё место. Я думал сразу расколоть эту загадку – и почти с ней справился. Во всяком случае, мне так показалось. Не хватало одной маленькой детали, чтобы картинка сложилась и я понял, кто преступник. … Эх! Ты был прав: во всём виновата моя гордость»

Примечательно, что, как и в «Гае Мэннеринге» В. Скотта, герой-астролог в «Токийском зодиаке» С. Симады положителен, умён, интеллигентен, смел, благороден. С «ватсоновской» точки зрения, Митараи может выглядеть эксцентриком (есть мнение, что в подобном отношении виноваты сами астрологи, которые с некоторых пор стали считать, что астрологией управляет не Меркурий, а Уран), но сама по себе астрология — благородное занятие. Пожалуй, на этой благородной ноте мы и завершим нашу рецензию :-)


Иллюстрации: File:Soji Shimada in Black.JPG; обложка книги С. Симады; скриншот фильма с В. Соломиным в роли Дж. Ватсона; japan-minato-ku-night-city.jpg

Астролог против Шерлока Холмса // «Токийский зодиак» Содзи Симады: 1 комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s