Перекидной календарь

Как японец Томита «порвал» астрологическо-симфонические «Планеты» Густава Холста

Одно из самых известных инспирированных астрологией музыкальных произведений это симфоническая сюита «Планеты», написанная в начале 20 века английским композитором Густавом Холстом (род. 21 сентября 1874). Она состоит из семи частей, каждая из которых посвящена одной из планет: «Марс, вестник войны», «Венера, вестник мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, маг», «Нептун, мистик».

Мелодии, тональность, состав оркестра старательно подобраны, чтобы соответствовать названиям частей сюиты. И это, пожалуй, главный недостаток «Планет» Холста: сюита напоминает труд ремесленника, ответственно и тщательно работающего по заказу (есть в сюите ряд интересных музыкальных находок), но это не работа, простите за некоторую высокопарность, по зову сердца, слишком много в ней помпезности.

Слушали сюиту Холста в разном исполнении, в том числе Караяна, и только один удивительный музыкант смог, как сейчас модно говорить, «всех порвать». Это японский композитор и исполнитель, пионер электронной и космической музыки Исао Томита, выпустивший в 1977 году удивительную пластинку со своим прочтением «Планет» Холста — «The Tomita Planets».

Обложка переиздания «The Tomita Planets» на CD в 2004 году

Томита — электронщик. «Планеты» он записывал в те времена, когда синтезаторы занимали целую комнату, были заполнены многочисленными проводами, тумблерами и т.п. Да что мы вам рассказываем, просто взгляните на фотографию Томиты и на то, как выглядели аналоговые синтезаторы в отличие от нынешних цифровых:

Исао Томита в 1976 году // Фото: Associated Press

«Планеты» Томиты стали имитацией путешествия на космическом корабле по Солнечной системе. В отличие от других электронщиков Томита не воспроизводил классику нота за нотой, а создавал своё футуристическое полотно. «Планеты» Холста он использовал только в качестве стартовой площадки.

Космический альбом «The Tomita Planets» получил противоречивые отзывы у критиков, но, на наш взгляд, Томита прекрасен в своём визионерстве. Рекомендуем послушать и его другие работы. Они могут показаться странными и подчас близкими к абстракции, но благодаря этому они очень способствуют умственной, ментальной работе. Лучший альбом Томиты это его дебют — «Snowflakes Are Dancing» (1974), основанный на произведениях Клода Дебюсси, и получивший четыре номинации на премию Грэмми.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s