Мастерская астролога

Centiloquium, или Астрологические афоризмы (Псевдо-)Птолемея // Одна из наиболее популярных книг Средневековья

Kitāb al-Thamara по-арабски, Καρπóς по-гречески, Centiloquium по-латински — все эти названия относятся к одной из популярнейших и авторитетнейших книжек Средневековья — Центилоквиуму, или Ста афоризмам, автором которых долгое время считался Клавдий Птолемей (ок. 100 — ок. 170), «отец западной астрологии» и выдающийся учёный своего времени. Средневековые астрологи полагали, что этот труд передаёт самую суть и мякоть астрологии, потому ещё одно его название — Liber fructus, то есть Книга плодов.

alt
Клавдий Птолемей. О том, каким его себе представляли в древности, и как он выглядел на самом деле, читайте в нашей статье
Центилоквиум часто шёл приложением к птолемеевскому «Тетрабиблосу», то есть к книге, которая «пользовалась почти авторитетом Библии среди астрологических писателей тысячу или более лет».1 До наших дней дошло «бесчисленное множество манускриптов трёх работ» («Альмагеста», «Тетрабиблоса» и Центилоквиума) за авторством Птолемея.2

За авторством Птолемея. Тут мы подходим к важной теме. Если птолемеевское авторство «Тетрабиблоса» добросовестным учёным удалось отстоять,3 то с авторством ста афоризмов всё очень туманно. В настоящее время автор Центилоквиума считается неизвестным, и учёные чаще всего величают его Псевдо-Птолемеем.4 Это означает, что произведение приписывается Птолемею, но автором он не является, хотя для написания могли использоваться в том числе и его тексты.

О настоящем авторе Центилоквиума ходят споры уже давно. Так, в апреле 1976 года на международном симпозиуме, посвящённом истории арабской науки, выступил исследователь Ричард Лемей, который «весьма убедительно показал», что автором Центилоквиума является египетский врач, математик и астролог Абу Джафар Ахмад ибн Юсуф, умерший в 944 году.5 По мнению Лемея, Юсуф не только сам написал сто афоризмов, но и намеренно пытался запутать следы, чтобы авторство Птолемея выглядело как можно убедительнее.6

Однако точка зрения Лемея о том, что текст афоризмов и комментарии к ним написал Юсуф, неоднократно отвергалась.4 Как показывают исследования:7

«…если исключить комментарии, то Ахмад ибн Юсуф, вероятно, вдохновлялся, прямо или косвенно, греческой, сирийской или арабской версией [афоризмов]. Однако, с точки зрения средневековой латыни, Ахмада можно рассматривать как настоящего „создателя“ Центилоквиума, пусть даже его личность обычно была неизвестна европейским учёным. Фактически, большинство латинских переводов этого текста происходит от его арабской версии»

Центилоквиум был очень популярным астрологическим трудом. С начала 12 века его стали активно переводить на латинский язык и использовать. Как минимум, шесть различных переводов афоризмов на латынь было сделано в 12 веке.

Если судить по количеству сохранившихся латинских манускриптов (созданных до появления книгопечатания), то Центилоквиум был вторым по популярности астрологическим текстом на латыни после руководства Liber introductorius Аль-Кабиси (Алькабитий, ум. 967), по которому астрологии обучали в средневековых университетах.8

Центилоквиум тоже активно применялся в университетском образовании и, в частности, был одним из связующих звеньев между астрологией и медициной, представляя большой интерес для практикующих врачей, поскольку более двадцати афоризмов имели прямое медицинское назначение. В Средние века большинство астрологов одновременно имели и врачебную практику.

Центилоквиум играл заметную роль в средневековой медицине. В частности, он своим авторитетом подкреплял теорию о том, что Луна вызывает приливы и отливы телесных жидкостей, о чём писал Марсилио Фичино (1433—1499)9 и другие известные авторы. В Центилоквиуме об этом влиянии Луны есть предупреждение в двадцатом афоризме:

«Не пускайте кровь из той части тела, с которой связан соответствующий знак зодиака, когда Луна проходит по нему»

Немало было тех, кто оставил свои комментарии к Центилоквиуму, — Георгий Трапезундский, Авраам ибн Эзра, Хали Абенрагель… Птолемеевские афоризмы цитировались во многих книгах по магии и астрологии. Можно сказать, что осмысление афоризмов продолжалось на протяжении веков, и кто бы ни был их изначальным автором, их авторитет был велик.

Явное свидетельство огромного влияния Центилоквиума Птолемея в Средние века можно найти не где-нибудь, а в истории католичества, а именно — в наследии одного из пап римских. Сикст IV (1414–1484) был покровителем наук и искусств и благоволил в том числе и астрологии. Одной из жемчужин его наследия является Сикстинская капелла. А на гробнице Сикста выгравированы четыре афоризма из птолемеевского Центилоквиума, о чём мы ранее писали в отдельной статье.

Папа римский Сикст IV
Папа римский Сикст IV

Подготовленный нами русский перевод Центилоквиума был сделан с английского текста авторства Генри Коули10 и местами скорректирован по английским переводам Джона Партриджа и Дж. М. Эшманда и латинскому изданию Центилоквиума с комментариями Георгия Трапезундского (1544). Английский текст содержал немалое количество комментариев, добавленных Коули. Они были тоже переведены.

Далее приведены первые двенадцать афоризмов из Центилоквиума, перевод всех ста птолемеевских изречений вы можете найти в нашей книге «Сущность астрологии в 300 афоризмах: Центилоквиумы Птолемея, Гермеса и Бетема» (подробнее о книге см.здесь).11

Центилоквиум (Псевдо-)Птолемея

  1. Овладевая наукой, направляй астрологическое суждение собственным разумением; не может искусный мастер говорить о конкретных формах вещей и событий, рассуждая о деталях с помощью воображения, поскольку разум даёт нам лишь общую идею; в таких вопросах мы должны пользоваться предположением; никто кроме тех, кто наделён Божественным Вдохновением, не может предсказывать деталей.
      
  2. Если тот, кто обращается к астрологии, хорошо подумает, то не обнаружит большой разницы между поставленным вопросом и формой полученного ответа. 
    [Прим. Коули: То, что имеет ввиду Птолемей, означает только то, что между рассматриваемым вопросом и положением планет на небе в момент постановки вопроса будет наблюдаемая связь и сопряжённость.] 
      
  3. Тот, кто склонен к какому-либо искусству, без сомнения, в своей карте рождения имел благоприятно расположенную звезду (планету) той же природы.
      
  4. Естественная склонность к какому-либо знанию позволяет достичь в нём большего совершенства, чем удастся тому, кто будет изнурять себя тяжкими муками, стремясь получить его.
      
  5. Тот, кто просвещён, может избежать многих влияний звёзд (планет), когда он знает их природу и заранее готовится к их проявлению или реализации в виде события.
      
  6. Элекция (подбор) благоприятного дня или часа принесёт больше пользы, когда она составляется с учётом натальной карты индивида; в противном случае, элекция не принесёт пользы, даже если она была сделана хорошо.
      
  7. Никто не сможет понять значения сочетания планет в карте, если он сначала не узнает об их естественных различиях и отношениях друг с другом.
      
  8. Разумный человек помогает продвигать небесные дела подобно тому, как благоразумный муж помогает природе, вспахивая и подготавливая почву.
      
  9. В порождении и распаде земные формы подчиняются небесным; поэтому те, кто создают образы (талисманы с образами созвездий), затем используют их, наблюдая, как планеты действительно входят в эти созвездия или формы.
      
  10. При элекции дней и часов используйте две зловредные планеты Сатурн и Марс так же, как поступает опытный врач, использующий яд в небольших дозах для лечения человека.
      
  11. Не подбирайте ни дня, ни часа для начала дела, пока не узнаете о качестве и сути задуманного.
      
  12. Любовь и ненависть приводят к ошибочному суждению, ибо они преувеличивают мелочи и недооценивают значимое.

  1. Ptolemy Tetrabiblos (ed. F. E. Robbins). — London: Loeb Classical Library, 1980. — p.xii. 
  2. Demaitre L. E. The Art and Science of Prognostication in Early University Medicine // Bulletin of the History of Medicine, Volume 77, Number 4, Winter 2003. — p. 785-6. 
  3. Рефери МиД Как «отца западной астрологии» Птолемея пытаются лишить отцовства // Астрология и наука. — ЛитРес, 2020. 
  4. Rovati E. ‘Pseudo-Ptolemy, Kitāb al-Thamara’ (update: 10.12.2020), Ptolemaeus Arabus et Latinus. Works. 
  5. Savage-Smith E. Book review of: Proceedings of the First International Symposium for the History of Arabic Science, April 5-12, 1976. // Isis ,Vol. 71, No. 4, Dec., 1980. — p.683. 
  6. Lemay R. Religion vs Science in Islam. The Medieval Debate Around Astrology // Oriente Moderno, 19 (80), no. 3, 2000, pp. 557–575. — p.565-6. 
  7. Boudet J.-P. The Medieval Latin Versions of Pseudo-Ptolemy’s Centiloquium: A Survey // Ptolemy’s Science of the Stars in the Middle Ages. — Brepols Publishers, 2020. — pp.283-304. — P.283. 
  8. Там же, p.299. 
  9. Christopoulos J. By your own careful attention and the care of doctors and astrologers : Marsilio Ficino’s medical astrology and its Thomist context // Bruniana & Campanelliana, Vol. 16, No. 2 (2010), pp. 389-404. — P.400. 
  10. Coley H. Clavis Astrologiae Elimata. Key to the Whole Art of Astrology. — London, 1676. 
  11. Иллюстрации: Клавдий Птолемей — Wikicommons, Public Domain, Сикст IV — Wikicommons, Public Domain

Centiloquium, или Астрологические афоризмы (Псевдо-)Птолемея // Одна из наиболее популярных книг Средневековья: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s