Изумрудная скрижаль
Мастерская астролога

Астрологические афоризмы Гермеса Трисмегиста, или Герметический центилоквиум

Существует большой корпус герметических текстов, автором которых считается Гермес Трисмегист. Из астрологических работ в герметический корпус входит Hermetis Centiloquium, коллекция из ста астрологических афоризмов. В Средние века Центилоквиум Гермеса Трисмегиста был вторым по популярности герметическим текстом после медицинского трактата «Асклепий».1

Эксперт по истории магии и средневековой науки Линн Торндайк указывал на то, что в нескольких манускриптах автором герметического Центилоквиума указан Стефан из Мессины, который сделал выборку из астрологических трактатов Гермеса для короля Сицилии Манфреда,2 переведя их с арабского на латинский язык. Это произошло в 1258-1266 годах, предположительно в 1262 году.

Как выглядел Стефан, неизвестно, а легендарного Гермеса Трисмегиста в давние времена представляли примерно так:

Гермес Трисмегист
Гермес Трисмегист

С мифологической точки зрения, Гермес Трисмегист, появившийся в эллинистический период, сочетает в себе черты греческого бога Гермеса и египетского бога Тота.

Гермес Трисмегист — это божественное имя, которым в древности подписывались многие произведения по философии, астрологии, алхимии, магии и другим дисциплинам. Герметическая философия объединяла в себе платонические, стоические, гностические, египетские и иудейские элементы. Вот, что в четвёртом веке говорил о приписывании авторства текстов Гермесу философ Ямвлих:3

«Бог, повелевающий красноречием, Гермес, с давнего времени считается абсолютно у всех жрецов общим. Этот бог, единственный покровитель истинного знания о богах, во всём один и тот же. Это ему наши предки приписывали открытия собственной мудрости, подписывая именем Гермеса все свои сочинения»

Астрология в трудах Гермеса играла значимую роль и использовалась для передачи таких важнейших понятий, как, например, отражение макрокосма в микрокосме («То, что внизу, аналогично тому, что вверху»). Герметические труды по медицинской астрологии были чрезвычайно популярными не только в период античности, но и в Средние века на Западе, в Византии и исламских странах.4

В Средние века Центилоквиум Гермеса (Hermetis Centiloquium, или Hermetis centum aphorismorum liber) часто сопровождал Центилоквиум Птолемея в различных манускриптах. Последовательность (нумерация) афоризмов Гермеса могла варьироваться, однако содержательно изречения были практически идентичными.

Из Средневековья до нас дошло множество рукописей и печатных изданий Центилоквиума Гермеса. Выполненный нами русский перевод ста герметических афоризмов был сделан с английского текста авторства Генри Коули и местами скорректирован по латинскому изданию Центилоквиума, взятому из библиотеки астрологических текстов на латыни Института Варбурга.

Далее приведены первые двадцать афоризмов из Центилоквиума Гермеса Трисмегиста, перевод всех ста герметических изречений вы можете найти в нашей книге «Сущность астрологии в 300 афоризмах: Центилоквиумы Птолемея, Гермеса и Бетема» (подробнее о книге см.здесь).5

Центилоквиум Гермеса Трисмегиста

  1. Солнце и Луна следуют за Богом и дают жизнь всему живому; многие натальные карты не имеют хилега, однако если Солнце и Луна не поражены и делают дружественный аспект к Асценденту, то можно выносить суждение о том, что жизнь натива будет долгой.
    [Прим. пер.: Хилег — определяемая по различным правилам планета в гороскопе, по которой оценивается продолжительность жизни человека.]

  2. Все дневные карты усиливаются Солнцем, если оно получает положительные аспекты от благотворных планет; ночные карты усиливаются Луной, если она укреплена. Если перечисленного нет, но благотворные планеты расположены в угловых домах, натальная карта также будет благоприятной.

  3. Если Марс будет владыкой Асцендента и будет расположен в десятом доме, он наделит натива достоинством и властью, которые будут сопровождаться несправедливостью и жестокостью, и поэтому можно сказать, что это скорее несчастье, чем счастье.

  4. Юпитер в хорошем аспекте со злотворными планетами меняет их природу в сторону благотворности. Венера не может сделать ничего подобного, если только ей не помогает Юпитер, поэтому в деле продвижения добра и препятствования злу Юпитер гораздо лучше Венеры.

  5. Мастер не может смешивать значения планет прежде, чем узнает об их дружбе и вражде, которые определяются по трём основаниям: во-первых, в соответствии с их природой, во-вторых, по их положению в домах, в-третьих, в соответствии с их аспектами.

  6. Венера противоположна Меркурию: там, где он постигает языки и науки, она нежится и наслаждается. Также с Юпитером и Марсом: там, где первый жаждет милосердия и справедливости, второй — нечестивости и жестокости.
    [Прим. пер.: Этот афоризм связан со взаимно расположенными знаками экзальтации и падения упомянутых планет.]

  7. Используйте Солнце или любую из высших планет для обозначения правителей и выдающихся людей. Писцы и крестьяне обозначаются низшими планетами, главным образом — Луной.

  8. Значимость соединения не снижается от другого аспекта, поскольку он имеет меньшую силу, чем соединение; но соединение может снизить значимость другого аспекта.

  9. Не выносите суждение по вопросам и элекциям, когда восходит Скорпион, или когда в углах карты знаки быстрого восхождения, или если Марс находится на Асценденте; событие окажется неблагоприятным, и дело не придёт к хорошему завершению, ибо Скорпион — знак обмана.

  10. Благотворные планеты, поражённые злотворными из шестого или двенадцатого домов, указывают на вред.

  11. Слухи, распространяемые, когда Луна находится в первом декане Скорпиона, ложны и коварно сфабрикованы.

  12. Суждения астрологов часто бывают неверными из-за ошибочно используемых методов или неосведомлённости кверента, или когда Солнце близко к Середине Неба, или когда показатели за и против в карте равны.

  13. Когда Луна будет южной нисходящей в Скорпионе или Рыбах, не начинайте строить, ибо возводимое в это время быстро разрушается.

  14. Сильный Меркурий, то есть расположенный в благоприятном для него месте гороскопа, в хорошей конфигурации со звёздами и другими планетами, наделяет натива добродетелями, но сам по себе Меркурий является планетой слабой.

  15. Всякий, кто борется с другим и побеждает, когда сигнификаторы находятся в двутелых знаках, получает великую победу; но если он проигрывает, то многое теряет, ибо добро или зло удваивается.
    [Прим. пер.: Двутелые знаки — мутабельные знаки, то есть Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы.]

  16. Не выносите суждение, пока не узнаете намерений кверента, ибо многие спрашивают, сами не зная о чём, и не могут выразить того, что хотят.

  17. Если вопрос будет задан об отце, смотрите четвёртый дом, о брате — третий, о сыне — пятый, о жене — седьмой, но если вопрос о больном человеке, то рассматривайте только Асцендент.
    [Прим. пер.: В декумбитурах первый дом обозначает здоровье и тело заболевшего.]

  18. Когда Луна будет делать квадратуру к благотворным или злотворным планетам, и показатели помощи или помех в разрешении вопроса будут неоднозначны, следует сомневаться в том, что плохие планеты будут препятствовать больше, чем хорошие смогут помочь.

  19. В начале путешествия и при возвращении из него пусть Луна не будет на Асценденте, в четвёртом или девятом домах, пусть даже она не будет поражённой. При входе в город не помещайте Луну ни на Асцендент, ни во второй, ни в четвёртый дома.

  20. Есть три способа определения несчастных случаев, которых следует остерегаться человеку: по его гороскопу, по гороскопу его первого ребёнка или по заданному вопросу, которым озабочен и взволнован ум.

Остальные афоризмы представлены в нашей книге «Сущность астрологии в 300 афоризмах: Центилоквиумы Птолемея, Гермеса и Бетема».


  1. Juste D. Hermes, Centiloquium // Bibliotheca Astrologica Latina, The Warburg Institute. —  — Дата обращения: 9.01.2021. 
  2. Thorndike L. Hermetic Books in the Middle Ages // History of magic and experimental science (during the first thirteen centuries of our era). — New York: Columbia University Press, 1923. — p.221. 
  3. Цит. по Ямвлих О египетских мистериях / Пер. с древнегреч., комментарий и предисловие И.Ю. Мельниковой. — М.: Алетейа, 2004. — 208 с. — С.21. 
  4. Pingree D. (ed. and trans.) The Yavanajataka of Sphujidhvaja, vol. 2. — Harvard Oriental Series 48, Cambridge, MA, 1978. — p.430. 
  5. Иллюстрации: Wikicommons, Public Domain — File:Emerald tablet2.jpg, File:HermesTrismegistusCauc.jpg 

Астрологические афоризмы Гермеса Трисмегиста, или Герметический центилоквиум: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s