Мировая панорама

Научная и судебная проверка астрологии // Как Ямвлих и Эванджелина Адамс защищали небесную науку

В связи с вопросом проверок интересен пример, который любят рассказывать критики астрологии. В 1990 году вышла статья «Научное исследование обоснованности астрологии»,1 в которой рассказывалось об эксперименте, проведённом с участием шести астрологов.

По задумке экспериментаторов, астрологи должны были сопоставить гороскопы 23 добровольцев, согласившихся участвовать в эксперименте, с их данными (данные по каждому добровольцу включали в себя историю его жизни, фотографии в фас и профиль, результаты двух психологических тестов личности). То есть астрологи должны были угадать, какой гороскоп подходит под данные какой личности.

В результате своей работы (хотя этот эксперимент безнадёжно далёк от реальной астропсихологической работы) астрологи сопоставили гороскопы с данными о личностях примерно с той же степенью правильности, как если бы гороскопы и данные сопоставлялись случайным образом.

Казалось бы, всё — астрология развенчана, честь астрологов поругана, «гипс снимают, клиент уезжает, шеф, всё пропало!» и т. д. Но в действительности на подобные претензии к астрологии ответил философ Ямвлих ещё в третьем веке в своей книге «О египетских мистериях» (Глава IX.4):2

«…мне представляется, что ты неправильно делаешь вывод о невозможности познания астрологической науки на том основании, что в ней много разногласий, или на том основании, что Херемон или кто-либо другой возражали против неё. Так всё будет непознаваемо. Все науки имеют множество противников, и их проблемы неисчислимы. И как мы обычно возражаем спорщикам, что истине всегда противостоит её противоположность и что не только в ложных суждениях бывают противоречия, то и в отношении астрологии мы скажем, что она истинна, но люди, которые делают в ней ошибки, говорят против неё, ибо не знают истины. И это касается не только астрологии, но и всех знаний, данных людям богами: с течением времени они часто смешиваются со многими воззрениями, свойственными смертным, и это сводит на нет божественный характер знания…»

Не то, что мы думаем, что отсылка к богам и божественному происхождению астрологических знаний убедит скептиков, но Ямвлих бесспорно прав в том, что явно некорректным является обвинение астрологии, основанное на суждениях отдельных астрологов. Ведь, эдак можно и каких-нибудь физиков с математиками посадить решать надуманные тесты и в случае неудачи объявить физику с математикой псевдонауками. «Так можно весь мир бранить от невежества своего».3

Да и в принципе эта проверка 1990 года порождает вопросов больше (в первую очередь, к методологической части), чем даёт ответов. Кроме того, эти кустарные проверки сродни игре, а, к примеру, в реальной жизненной ситуации астрология не раз проходила показательную проверку. Приведём пример.

В первой трети 20 века самым известным астрологом в Нью-Йорке была Эванджелина Адамс (1859—1933). В те времена в США и в Британии астрологов часто пытались преследовать в судебном порядке по законам, которые касались нарушения общественного порядка, мошенничества и т. п. Не была исключением и Адамс. 14 мая 1914 года её второй раз арестовали по обвинению в «гадании» и выпустили под залог в 500 долларов, предписав явиться на суд в декабре.4

Адамс твёрдо решила, что ей надо постараться «легализовать астрологию в штате Нью-Йорк», поэтому она пришла на суд 11 декабря 1914 года, вооружившись различной литературой, и стала объяснять, как она делает прогнозы. Судьёй был Джон Х. Фрески (John H. Freschi), и он решил устроить проверку. Он дал Адамс данные о рождении неизвестного ей человека (им оказался сын судьи) и попросил составить гороскоп.5

Эванджелина Адамс
Эванджелина Адамс

Фрески был впечатлён астрологическим анализом, который провела Адамс, и заявил, что «получил новое понимание менталитета и характера этого человека [т. е. своего сына]». Решение было вынесено в пользу Адамс:

«Подсудимая возвела астрологию в ранг точной науки … И в этом она не претендует на способность предсказывать сверхъестественными или магическими средствами то, что является будущим, или открывать то, что скрыто и неясно. … [О]на не нарушила никакого закона»

И хотя Адамс не удалось поменять нью-йоркский закон, решение по её делу стало прецедентным, а сама она получила огромную популярность и укрепила свой и без того внушительный авторитет.

Материалы этой статьи вошли в книгу «Астрология и наука».


  1. McGrew J. H., McFall R. M. A Scientific Inquiry Into the Validity of Astrology // Journal of Scientific Exploration Vol. 4, No. I, pp. 75-83, 1990. 
  2. Цит. по Ямвлих О египетских мистериях / Пер. с древнегреч., комментарий и предисловие И.Ю. Мельниковой. — М.: Алетейа, 2004. — 208 с. — С.178. 
  3. Астрология // Цитадель Мира — Иерархия. 
  4. Diemert B. The Trials of Astrology in T.S. Eliot’s The Waste Land: A Gloss on Lines 57-58 // Journal of Modern Literature, Vol. 22, No. 1 (Autumn, 1998). — С.178 
  5. Adams, Evangeline Smith (Mrs. George E. Jordon, Jr.) (1859-1933) // Encyclopedia of Occultism and Parapsychology. Encyclopedia.com. 16 Jul. 2020 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s