Мастерская астролога

Николас Кэмпион «Астрология и космология в религиях мира» // Рецензия на книгу

«Астрология и космология в религиях мира» Николаса Кэмпиона на русский язык пока что не переведена, и зря. Автор сделал неплохую попытку широким взглядом охватить человеческие представления о Космосе.

Campion_Astrology_and_cosmology_in_worlds_religions
Nicholas Campion Astrology and Cosmology in the World’s Religions. — New York University Press, 2012

Кэмпион начинает книгу с того, что пробует методологически разделить космологию, религию и астрологию, а потом переходит к описанию традиционного мировоззрения народов различных, в т.ч. исторических регионов (Австралия, Океания, Северная, Центральная и Южная Америка, Южная Африка, Египет, Китай, Индия, Вавилон, классическая Греция) и космологических представлений в рамках некоторых религий (иудаизм, христианство, ислам, современные религиозные движения, включая теософию, нью-эйдж и неоязычество).

Несомненная полезность книжки в том, что Кэмпион собрал в ней хорошую стартовую базу источников по каждой из заявленных тем. Особенно это полезно в части экзотичных космологий.

Однако, увы, сомнительным является решение Кэмпиона не рассмотреть отдельной главой буддийские и, в частности, тибетские космологические и астрологические представления. Отсылки к многочисленным пересечениям индуизма и буддизма, а также пары абзацев в разделах об Индии и Китае, в которых говорится о большом влиянии двух стран-гигантов на другие государства Азии, явно недостаточно для адекватного освещения такой обширной темы, как буддизм.

Впрочем, по некоторым темам, которые Кэмпион не рассматривает (это касается, например, японской космологии), он тем не менее приводит подборку источников, вводящих в курс дела тех, кто интересуется предметом. Это отчасти компенсирует неполноту описания.

Кэмпион старается писать и мыслить академически, как учёный. Но местами тексты получились несколько заносчивыми. Например, когда Николас пишет про теософию и нью-эйдж, то быть академически непредвзятым у него не получается, в частности, к Алисе Бейли Николас явно неровно дышит. Такое впечатление, что когда он пишет про адептов Новой Эры, он как будто пишет про своих оппонентов или конкурентов, которых невысоко ценит в сравнении с какими-нибудь аборигенами из Океании.

Однако в целом на полезность книжки «Astrology and Cosmology in the World’s Religions», как стартовой площадки для более глубокого изучения мировых космологий, перечисленные недостатки не влияют. Отдельно отметим также вторую главу, в которой Кэмпион сделал хороший теоретический променад по теории астрологии как метода познания. Книжку можно рекомендовать всем, кто интересуется астрологией не только на практическом уровне.


Иллюстрации: обложка книги Н. Кэмпиона и пражские астрочасы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s