Перекидной календарь

Астрология и методология науки // философ Борис Пружинин и Мать всех наук

Сегодня 75-летний юбилей у российского философа, специалиста по эпистемологии и методологии науки, главреда авторитетного журнала «Вопросы философии» Бориса Пружинина. Интересует он нас потому, что он — один из немногих академических исследователей, которые честно пытались рассмотреть астрологию с точки зрения науки, а не заведомо её отвергли как то, что не заслуживает внимания. Конечно, и Борис Исаевич оказался не без греха, однако его вклад в развитие астрологии можно оценить, на наш взгляд, положительно.

Пружинин написал ряд статей об астрологии,12 а также частично перевёл на русский язык астрологическую работу Алистера Кроули.3 Книгу Кроули Пружинин почему-то возвёл в ранг астрологической классики, хотя она таковой не являлась, и во многом свои выводы об астрологии строил именно на ней.

В первой половине 1990-х Пружинин написал не менее трёх статей об астрологии, одна из которых была опубликована в «Вопросах философии» (№ 2, 1994). Название той статьи явно и недвусмысленно говорило о неоднозначном отношении автора к астрологии: «Астрология: наука, псевдонаука, идеология?». В рамках своей специальности Пружинин, как методолог науки, попытался определить «гносеологический статус концептуальной структуры», то есть астрологии.4

В этой и предшествующих статьях Борис Исаевич очень старался быть нейтральным и аккуратным, не давать резких оценок астрологии. Веяния от Фейерабенда были тогда очень сильными, и Пружинин описывал состояние научной среды в 1994 году следующим образом:5

«традиционного скептицизма наших учёных едва хватает на сохранение в целостности их собственного научного миросозерцания»

Но прошло десять лет, и Пружинин преобразился. Всё вдруг стало ему с астрологией однозначно понятно, и в своей статье 2005 года в «Вестнике РАН» он назвал астрологию «древнейшей псевдонаукой».6 Что же изменилось? Откуда вдруг такая резкая оценка? Может быть, за десять лет у Пружинина появились какие-то новые аргументы? Вовсе нет.

Просто в 1998 году в рамках РАН появилась «Комиссия по борьбе с лженаукой», которая старательно пыталась воскресить утраченный в 1990-е авторитет науки, для чего совершались пиар-нападки в том числе и на астрологию. И Пружинин, как говорится, вписался в тренд: дал астрологии политическую оценку, соответствовавшую текущей обстановке. Хотя он при этом прекрасно понимал, что отделить науку от «псевдонауки» невозможно, потому как чётких критериев разделения не существует. Это называется проблемой демаркации. Да и, в конце концов, какая может быть в древности псевдонаука? Уж хотя бы использовал термин протонаука

Короче говоря, Борис Исаевич оказался конъюнктурщиком. Тем не менее астрологам есть, что у него почерпнуть себе на пользу помимо перевода книжки Кроули. В статье «Астрология: наука, псевдонаука, идеология?» Пружинин очень хорошо разобрал, почему астрологию нельзя относить к наукам (в современном, не бытовом понимании этого слова), и, к чести философа, он не побоялся сказать об особом статусе астрологии:4

«…астрология находится в своей, так сказать, собственной культурной нише, ибо способна выполнять вполне успешно свою главную культурную функцию — способна служить одним из механизмов саморегуляции человеческой деятельности.
…рациональные структуры в современной астрологии … противостоят фактически не науке, а иным идеологиям — религиозной, философской, так называемой научной и пр.
…астрология теряет способность выполнять свои функции, когда её редуцируют либо к стандартному научному исследованию, либо (в случае именно астрологии) к откровенному гаданию»

Пружинин старательно и успешно постарался отделить астрологию от других способов познания. Плохо только, что мыслил он местами мелко или даже мелочно, когда, например, рассматривая древнюю историю, пытался вычленять астрологию от астрономии, математики и пр. Однако среди его тезисов есть два важных положения:

  • особый статус астрологии относительно религии, философии, науки,
  • важность опоры астрологов на традицию.

Благодаря добросовестной научной критике астрология получает шанс качественно развиваться, а астрологи — осознавать границы приложения астрологии и её особое место по отношению к другим методам познания. Ведь неправильно, когда сами астрологи записывают астрологию в один ряд с мелкими науками, хотя астрология всегда была и будет Матерью всех наук, Божественной Наукой, и в отношениях астрологии с наукой на меньшее мы не согласны :)


  1. Пружинин Б. И. «Звезды не лгут», или Астрология глазами методолога // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. — М.: Издательство политической литературы, 1990. — С.117-150.
    Пружинин Б. И. Астрология, астрономия и интерпреративные гипотезы // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев / Ред. И сост. И. Т. Касавин. — М.: Республика, 1992. — С.476-479.
    Пружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии, №2 (1994). — С.13-24.
    Пружинин Б. И. Псевдонаука сегодня // Вестник Российской академии наук, том 75, № 2, 2005. — С.117-125. 
  2. Иллюстрации: File:A philosopher reading. Oil painting. Wellcome V0017680.jpg 
  3. Кроули А. Астрология. Архетипы астрального универсума согласно мифологии и западным традициям // Магический кристалл: Магия глазами учёных и чародеев. — М.: Республика, 1992. — С.447-475. 
  4. Пружинин Б. И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии, №2 (1994). — С.23-24. 
  5. Там же, с.13 
  6. Пружинин Б. И. Псевдонаука сегодня // Вестник Российской академии наук, том 75, № 2, 2005. 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s